Мифология
По легендам Валло, предки волков появились во время пришествия Первых ветров, когда холодный ветер из Запределья принес горсть снега и смешался с пылью. Буря продолжалась годами, пока не вышло солнце и не рассеяло ее. Тогда свет увидели двое - праволк Фирн и праволчица Ллель. Были они гигантами, отдаленно напоминавшими волков: шерсть Фирна сверкала инеем, а от воя содрогалась всякая живая душа; в шерсти Ллель цвели цветы, а в следах ее вырастал мох и грибные круги.
Примечание: Запределье - пространство за пределами острова. Неизвестное, и, в традиции, полное опасностей.
Волками, в понимании жителей Валло, являются все (и лисы, и шакалы и т.д.), но правящими - те, которых зовет волками наша, человеческая наука. Т.е. лис для населения Валло - тоже волк, но принадлежащий к роду лисов.
Валло тогда был бесплодным пыльным островом, сухим как пустыня и скалистым. Ничто в нем не менялось, покуда не ступил на него Фирн, и не прилетели за ним снежные ветра из Запределья. Заледенела тогда земля и укрылась белым саваном. Ступила на Валло Ллель - и снег растаял, и так появились первые озера и ручьи. Всюду, куда шла Ллель, вырастали деревья и травы, а где засыпала - дремучие рощи. Так в одном конце Валло царили холода, тогда как в другом вырастали сказочные леса.
Примечание как можно заметить, праволками были сотворены только растения и вода, а позже - волки. Другие живые существа в мифическом сознании волков занимают неопределенное место и почти приравнены к растениям: считается, что появились они вместе с лесами. Потому волки, в их же мировоззрении, высшие из живых существ.
От союза Ллель и Фирна появились первые волки, и хотя они все еще мало походили на нынешних волков, были они и меньше и слабее. Их было семь, и имена их известны наряду с праволками: тэлины Сминфей Лучезарный, Арес Снежный Шаг, Лун Древорожденный и тэлль Тиун Ночница, Бьяртей Скальная, Винн Донноозерная, Мист Тумановодящая.
Но совсем скоро Фирну и Ллель стало тоскливо на маленьком острове, и они договорились поочередно следить за ним, в то время как другой ходит с ветрами Запределья. С тех пор появилось на Валло время холода и время тепла. Тем временем дети их плодились: Сминфей и Винн породили волков длинохвостых и хитрых, что назвались лисами; дети Тиун и Луна были поджарые шакалы и койоты; потомки же Ареса и Бьяртей были крупными и сильными, и иного имени себе не присваивали. И места на всех стало не хватать, хотя пустовали многие луга и пустоши - у первых волков размах был столько же велик, сколько и жадность. Потомки первых волков начали вражду, и тем прогневили Фирна. Долго неистовствовали бураны над Валло, покуда не померзли тысячи фирновых внуков, а дети не развоплотились и стали безмолвны. Одну Мист пожалел Фирн, поскольку мудрой она была и жизнелюбивой: молила Тумановодящая отца о милости к ней и братьям, и сестрам, и их детям. Фирн усмирил свое буйство, и удалился в свои ледяные небесные чертоги, а Мист с тех пор стала Душехранительницей и вместе с туманами водила души умерших волков.
Когда вернулась из Запределья Ллель, она заплакала, увидев пустующие леса и поля, и отреклась от Фирна. Вот почему с той поры не появлялось больше столь могучих волков, какими были самые первые из них. Немногие выжили после фирнова гнева, и в большинстве своем - дети Ареса и Бьяртей, поскольку были они и к морозам привычней, как отец их был другом снежных ветров, и крепче, как мать их была другом скал. Они избрали королем старшего волка - Ари - и от него пошел род всех королей Валло. Шли годы, разрастались племена внуков Ллель и Фирна, и подчинялись королю Ари.
Много поколений с тех пор ушло к туманам Мист, и волки помельчали, но царствование аридов было неизменно.Примечание: с тех самых пор появляется "тэлин" перед именем знатного волка или члена королевской семьи, и "тэлль" (не склоняется и не зависит от числа) - перед именем волчиц того же сословия.
Мифология в жизни
Как было сказано выше, каждый на Валло - волк, будь он шакал или лиса, и только настоящие волки (которых читатель волками зовет, соотносясь с энциклопедией) собственного названия не имеют. Сами названия "шакал", "лиса", "волк" и т.д. непопулярны, и вместо них используются названия по родоначальникам.
Короли отдельно - потомки первого короля Ари - ариды.
Волки настоящие, т.е. не имеющие названия - дети Ареса Снежного Шага и Бьяртей Скальной - аресиды или бьяртты.
Лисы - дети Сминфея Лучезарного и Винн Донноозерной - сминфеиды или винны.
Шакалы, койоты и проч. - дети Луна Древорожденного и Тиун Ночницы - луниды или тиунны.Эти названия используются как названия народов.
Привычных четырех времен года на Валло нет. Есть Фирн (осень+зима) и Ллель (весна+лето).
Пример употребления в речи: Наступала зима, по утрам озеро покрывалось тончайшим слоем льда. = Вступал/восходил Фирн, по утрам озеро покрывалось тончайшим слоем льда.
Сакральным цветом для волков является голубой и все его оттенки. Корни этого кроются в почитании ветра как высшего зачинателя жизни: это ветер принес на Валло снег, это с ветром путешествуют Фирн и Ллель. Источником ветра для волков всегда являлось небо, а то в свою очередь имеет цвет. Потому голубой - цвет перворожденных. По легенде, Фирн и Ллель имеют голубые глаза, потому голубоглазых волков считают наиболее одаренными милостью первородных. Дар голубоглазых считается более мощным чем у обычных волков, но это еще не было подкреплено доказательствами.
Но ветер одновременно элемент потусторонний, т.к. приходит из Запределья. Соответственно и голубой цвет имеет потустороннюю природу. Считается, что голубоглазые волки чаще всего сходят с ума.
Законы и обычаи
При всей сложности и многослойности культуры Валло невероятно сложно и невероятно важно ее сохранить в полном виде, не потеряв во времени составляющих частей. И именно этим занимается королевская семья, и именно за это она - сакральный субъект, объект наивысшего почитания.
Ариды хранят знания испокон веков, скапливая их в старших членах семьи и передавая младшим. И это невероятно трудно потому, что у волков нет и не может быть письменности. Королевский род - память и духовный центр Валло. Он следит за исполнением традиций, знает суть и значение самых мельчайших аспектов ритуалов, является хранителем культуры и полицией нравов одновременно.
Самые старшие ариды, как следовало ожидать, более всех живущих знают свою мифологию. Именно они становятся теми, к кому обращаются за вопросами и советами по духовной жизни общества.
Культура начинается с запрета, говорит нам Лотман. На Валло есть культура, а значит есть и запреты, список которых здесь представлен. Список будет пополняться по мере прозревания его составителей.
- не убивай не победив. Вот так вот поставлено на Валло условие для убийства: оно должно свершаться только после победы в поединке, свидетелями которому было как минимум пять волков. Убийство исподтишка карается.
- убийство должно исходить только из мести. В противном случае род убиенного в праве отомстить в свою очередь.
Ничего существенного, кроме обозначения уважаемости, титул не несет. Тэлин - мужская форма, тэлль (не склоняется и не зависит от числа) - женская. Обладать им волк может только в нескольких случаях:
- титул передан по материнской линии первому помету, т.к. среди господ тэлинов нередки случаи непреднамеренного отцовства на стороне. Другими словами, дети могут получить титул тэлина или тэлль только если его имела их мать. Это правило кроется даже в самом слове "тэлль": частица "ль" связана с материнством, и "тэлль" - это "мать тэлинов";
- титул был пожалован королем;
- титул ставится по умолчанию, если волк принадлежит к королевской семье. Сам король тоже тэлин, но употребить по отношению к нему "тэлин /name/" было бы оскорбительно: только "король /name/"Таким образом, складывается такая картина: если тэлин хочет передать свой титул потомкам или даже основать род, то искать ему нужно тэлль как постоянную партнершу, а не утешения у других волчиц.
Тэлины и тэлль в игре (список пополняется):
- Король;
- тэлин Сторхой (королевская семья);
- тэлин Фолтор (королевская семья);
Существует два основных праздника, не приуроченных к туманам и временным явлениям: день Фирна (день осеннего равноденствия по нашему) и день Ллель (день весеннего равноденствия). В эти дни проводится охота во главе с королевской семьей, и часть добычи приносится в жертву.
День Фирна. После охоты жертвы в почетном шествии относятся в горы, в священную пещеру (в которой за долгие годы вообще то скопилось много скелетов). Сам Фирн соотносится со стойкостью и защитой, т.к. он защищает спящий под снегом остров, потому проводится символическая ночь бдения. в которой волки как бы уподобляются прародителю. Заснувший в этот день оскорбляет Фирна, и по преданию его постигает злой рок.
Этот же день - день скорби по павшим от гнева Фирна.
По легенде, в этот день можно встретить самого Фирна.День Ллель. После охоты жертвы в почетном шествии относятся в сердце леса и зарываются в грибные круги и корни древесных гигантов. Для этого жертвы должны быть небольшими, потому в ходу грызуны, реже птицы. Грибные круги - следы пребывания самой Ллель, символа пробуждения, обновления и репродукции, и зарывание в них жертвы символизирует пожелание жизни всей существующей на Валло жизни и обращение непосредственно к самой Ллель. Почему важно зарывание в землю, так это потому, что в этот период в ней нарождаются растения, т.е. почва является плодоносящей благодаря Ллель.
В ночь, предшествующую празднику, волчицы, имеющие брачного партнера, группой совершают ритуальное купание, символизирующее очищение (нельзя зачать "грязной" - потомство будет "грязным", хотя конечно гигиенически чистыми они не становятся), и поодиночке отправляются на поиски наземных птичьих гнезд (чаще в полях). Нашедшая берет всего одно яйцо из гнезда, не покушаясь на птицу и другие яйца, и, прося у Ллель плодородия, зарывает в грибной круг.
День Ллель оканчивается парными гуляниями, и после них на Валло ожидается большой приплод.
По легенде в этот день можно встретить саму Ллель.Остальные праздники не укреплены по времени, в основном являются охотничьими ритуалами и отдельными просьбами к Фирну и Ллель. Проводятся они в туманные ночи, т.к. с туманом по преданиям спускаются тэлль Мист Тумановодящая и души умерших. Именно они становятся просителями перед праволками, потому что вне своих дней Фирн и Ллиль не спускаются с неба на Валло.
Примечание: туман и облака для волков являются одним и тем же. Это души умерших, пребывающие обычно на небесах при Фирне и Ллель, и спускающиеся в редкие ночи на родные земли Валло. Утром они вновь поднимаются.
Так как волки нашего мира составляют разумную общину, то есть у них и такие явления как брак и род.
Брак
Браком сочетаются посредством церемонии, проводимой главой рода. Брак нерасторжим и действителен до смерти одного из супругов.
Так же стоит заметить что на Валло весьма популярно среди отцов выбирать супругов своим детям, независимо от того сын это или дочь. Это носит цели объединительные и укрепительные и имеет историю: давным давно, еще прапрадедами прадедов ныне живущих, было порешено скреплять договоры о мире и сотрудничестве родов браками. Благодаря это традиции сообщество волков Валло и живет так мирно. Впрочем, в последние годы традиция частенько попиралась, потому что среди молодежи стали популярны либеральные взгляды на жизнь: в частности то, что браки должны быть по любви.
Как следовало ожидать, часты случаи, когда в ожидании скорой свадьбы молодые сбегают со своими возлюбленными и скрываются по всему Валло. Хотя прятаться особо не от чего - только от общественного неодобрения.
К супружеским изменам относятся довольно лояльно, пока это происходит без огласки. Хотя бывали случаи, когда волк официально начинал жить со своей пассией, держась с супругой отчужденно. Но то - единичные, имеющие под собой запутанные обстоятельства.
К холостякам и старым девам отношение то же, что и в нашем обществе.
Род
Род - группа семей, поставленных в иерархию, нисходя от самой старшей до самой младшей.
Правила наследования титулов особенное: так как в в помете обычно больше одного волчонка, причем нарождающихся ежегодно, родовые привилегии и значение наследуются только первым пометом супружеской пары. Волчата последующих пометов мало идентифицируются, хотя нескольких из них при заслугах глава рода способен наделить правами первых отпрысков. Глава рода - сильнейший зрелый волк, место которого через поединок может занять другой волк рода.
Во все времена существовали волки, не имеющие за собой рода. Таких сейчас подавляющее большинство: волчата непервых пометов знатных семей и просто те бедолаги, чей род утерян в памяти или запутан. Отношение к ним самое обыкновенное.